Вариативные формы дошкольного образования
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший обхват детей дошкольным образованием.
Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка и подготовки его к обучению в школе.
Под вариативными формами дошкольного образования подразумеваются современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество услуг.
В Платоновском детском саду развиты такие формы дошкольного образования как ЦИПР, ГКП, семейные группы, консультативные пункты.
Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)
ЦИПР осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.
На ЦИПР возлагаются следующие задачи:
- оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;
- ознакомление родителей (законных представителей) с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО);
- обучение ИСО родителей (законных представителей) способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимистичного состава ИСО, правилам их подбора.
В Платоновском детском саду функционируют 4 ЦИПР: в МБДОУ Платоновском детском саду, Зеленовском филиале «Ромашка», Дмитриевщинском филиале «Улыбка», филиале в пос.Маяк «Маячок».
Группы кратковременного пребывания (ГКП)
ГКП созданы для детей раннего и дошкольного возраста не посещающих ДОУ. Основными целями ГКП являются:
- обеспечение всестороннего развития детей и формирования у них основ школьного обучения;
- оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
В Платоновском детском саду функционируют 2 ГКП: в МБДОУ Платоновском детском саду и Никольском филиале.
Семейные группы
Семейные группы создаются с целью:
- помощи многодетной семье в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста;
- предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
- расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.
Задачи, которые решаются организуя работу семейных групп следующие:
- реализация в семьях дошкольных образовательных программ;
- обеспечение физического, психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания;
- формирование у детей социально-личностных духовно-нравственных качеств на основе традиций семейного воспитания;
- создание новых рабочих мест;
- сокращение очередей в детские сады.
На базе МБДОУ Платоновского детского сада открыты 3 семейные группы: в с.Новгородовка, пос.им.2-ой Пятилетки, с.Нижнеспасское.
Утверждены документы определяющие функционирование семейной группы (положение о семейной группе, режим работы, режим дня, нормы питания).
В случае если родитель (законный представитель) имеет среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование, он принимается воспитателем.
Организация питания детей в семейной группе осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН, что касается требованиям к продуктам питания.
Образовательное учреждение выдает ежемесячно денежные средства на организацию питания детей в семейной группе маме-помощнику воспитателя (воспитателю). Продукты питания закупаются мамой самостоятельно в соответствии с рекомендуемым набором продуктов для питания детей дошкольного возраста.
Мама-помощник воспитателя (воспитатель) самостоятельно готовит пищу в соответствии с примерным десятидневным меню образовательного учреждения с учетом норм физиологических потребностей в пищевых веществах.
В конце каждого месяца работник семейной группы отчитывается по питанию, прикладываются все чеки. Медицинская сестра ДОУ проверяет на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем составляется авансовый отчет и акт на списание продуктов питания.
Консультативные пункты (КП)
КП создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребенка.
На КП возлагаются следующие задачи:
— оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
— проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
В МБДОУ Платоновском детском саду функционируют 6 КП: в МБДОУ Платоновском детском саду, Дмитриевщинском филиале «Улыбка», Никольском филиале, Саюкинском филиале, Хитровском филиале «Аленушка», Липовском флиале.